Автобус из нашего детства ЛАЗ-695 по кличке «фестивальный пылесос»
Каждый из нас помнит свое детство и юность, у всех она прошла по разному, но есть вещи, которые объединяют воспоминания, например поездки на автобусах. Одним из самых распространённых городских автобусов был ЛАЗ 695
ЛАЗ-695 «Львів» Украинский городской высокопольный автобус среднего класса, разработанный на Львовском автобусном заводе. Кроме Львова, выпускался также в Днепропетровске (сохраняя при этом название «Львів»).
Инициатива разработки и производства новой модели автобуса была поддержана «в верхах» и для конструкторов ЛАЗа были закуплены образцы современных европейских автобусов с целью изучения актуальных тенденций в автомобильном дизайне и технологии: Магирус, Неоплан, Мерседес.
При проектировании конструкции был учтён опыт «Мерседес Бенц 321», а внешние стилистические решения было решено выполнить в духе «Магируса»; при этом модель разрабатывалась заводом самостоятельно и была оригинальна.
После изучения передовых конструкций и технологии производства ЛАЗ перешёл к созданию своего автобусного первенца ЛАЗ 695, который был практически завершён к концу 1955 г.
ЛАЗ 695 Автобус высокопольный и относится к среднему классу техники. Его длина 9190 мм, высота 2980 мм и ширина 2500 мм, колесная база 4190 мм. Для пассажиров предусмотрены две двери. Общая численность пассажиров может быть 67 человек, сидячих мест из этого количества 33.
На автобус устанавливался двигатель ЗИЛ-124, двухдисковое сцепление и пятиступенчатая коробка передач были позаимствованы от автобуса ЗИЛ-158. Мощности двигателя хватает чтобы автобус разгонялся до 65 км/час.
Фактически ЛАЗ начал первое серийное производство летом 1957г, когда первая партия автобусов была направлена для обслуживания VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Отсюда пошло и название автобуса — «Фестивальный». В народе автобус получил кличку «фестивальный пылесос».
Отреставрированный ЛАЗ-695 «Фестивальный»
А вот фото салона этого автобуса, вид красивый, всё ажурно, светло и с оттенком свежести, но в жару трудно было назвать поездку на нём комфортной.
Точное количество автобусов, которые ЛАЗ успел выпустить к началу праздника нам не известно, хотя запланировано было 100 экземпляров. Однако основной выпуск пришелся на вторую половину 1957 года, а всего за календарный год было собрано 303 автобуса ЛАЗ-695. Серийное производство продолжалось до мая 1958 года и по некоторым данным всего было выпущено почти 1000 автобусов в «фестивальной обертке». После чего, в том же 1958 году все, выходившие со сборочной площадки модели уже имели совсем другой дизайн передней части (новый шильдик в виде буквы «Л», отказ от декоративной решетки радиатора и т.д.).
Уже с 1963 года, начали устанавливать более мощный двигатель ЗиЛ-130 мощностью 150 л.с, который позволял автобусу разгоняться до 90 км/ч.
Автобус ЛАЗ-695 получился неплохим, но с рядом недостатков, одним из самых ощутимых было отсутствие площадки при входе, что затрудняло выход и вход пассажиров. Данный автобус постоянно модернизировался и собирался, затем вход пошли более современные модели.
Автобус ЛАЗ-695Н (1974—2010)
Получив новую переднюю панель кузова с более высокими лобовыми стёклами и большим козырьком сверху, машина стала называться ЛАЗ-695Н. На этой модели задние и передние двери стали одинаковыми. Комбинация приборов и спидометр стали несколько меньшего диаметра. Первые опытные образцы были продемонстрированы в 1969 году.
В 1985 году специалисты конструкторско-экспериментального института «Автобуспром» приспособили модификацию автобуса ЛАЗ-695Н для работы на природном газе. Баллоны с метаном, сжатым до 200 атмосфер, были размещены на крыше автобуса в специальном кожухе. Оттуда газ по трубопроводам подавался в редуктор, понижающий давление. Газовоздушная смесь из редуктора поступала в двигатель. Благодаря размещению баллонов на крыше автобуса, метан, который легче воздуха, при аварийной ситуации моментально выветривается, не успев заняться огнём или взорваться.
В 90-е гг. автобусы ЛАЗ-695НГ стали достаточно распространёнными. Кроме того, многие автобусы ЛАЗ-
695Н автопарки самостоятельно стали переводить на метан, который дешевле по сравнению с бензином.
Думаю многие помнят этот салон автобуса, особенно запомнился задний 5 местный диван который подогревается двигателем расположенным под ним.
Если Вам знаком автобус ЛАЗ-695, напишите отзыв под статьей.