За что грузинский грузовик КАЗ-4540 получил прозвище «грузин на балконе»

«Шайтан-Арба» и «грузин на балконе» такие прозвища получил грузинский грузовик КАЗ-4540.

В начале 1980-х КАЗ совместно с НАМИ работал над созданием сельскохозяйственного самосвала с трёхсторонней разгрузкой и дизельным двигателем. Плодом этого сотрудничества стал КАЗ-4540, производство которого началось в 1984 году.

КАЗ-4540 представлял собой двухосный автомобиль повышенной проходимости, компоновка — «кабина над двигателем», трёхместная кабина водителя находилась перед ведущим передним мостом. Для обслуживания двигателя кабина откидывалась вперёд на шарнирах.

«Колхиды» отличались отвратительным качеством сборки. Доходило до того, что водители, приезжающие в Кутаиси за грузовиками, находили записки. Их смысл был однообразен: «Затянешь гайки сам!».
Поэтому поездка на новом грузовике домой превращалась в увлекательное путешествие. Во время него водителю приходилось демонстрировать навыки слесаря-ремонтника.

Самой последней серийной моделью Кутаисского автомобильного завода стал КАЗ-4540. Эта машина, на первый взгляд, имеет много общего с ГАЗ-66. Тоже полноприводная модель с высокой проходимостью.

Но по факту, автомобили разные. ГАЗ-66 – это военная машина, созданная для десантников. КАЗ-4540 – автомобиль сельскохозяйственного назначения.

Когда резина забивается грязью, полный привод уже плохо помогает. 

Впрочем, Грузии нужен был свой полноприводный автомобиль, созданный с учетом местных особенностей. Кстати, шутки про то, что «Колхида» сделана, чтобы возить мандарины с горы, не лишены основания. КАЗ действительно создавал полноприводную машину для горной местности.

Будущий грузинский грузовик должен был отвечать ряду требований:

✅ Полный привод
✅ Возможность ездить с прицепом
✅ Самосвальная платформа с разгрузкой на три стороны
✅ Дизельный двигатель

Новый автомобиль должен был исключить несколько промежуточных звеньев в логистической цепочке смычки города с деревней. То есть, грузовик забирал зерно прямо в поле с комбайна и отвозил его в последнюю точку назначения.

Особенности

КАЗ-4540 стал революционной моделью. Несмотря на все нарекания на работников Кутаисского автомобильного завода, инженерный состав там был опытный и амбициозный.

А еще грузовик называли «грузин на балконе». 

КАЗ-4540, разработанный для сельской местности, получил гидроусилитель руля. Для среднетоннажной модели тех лет – это необычно.

Уровень проходимости КАЗ-4540 высок в первую очередь за счет постоянного полного привода. А еще для грузовика разработали шины особой конструкции. 

Специально для КАЗ-4540 разработали прицеп. Он имел такую же систему разгрузки на три стороны, как и автомобиль. Грузоподъемность машины составляла 6 тонн. Благодаря дизельному двигателю, модель справлялась с таким весом играючи. А еще она без труда тянула девятитонный прицеп за собой в гору даже по грунтовой дороге.

Кабина КАЗ-4540

Внутри грузовика предусмотрено место для одного пассажира. При большом желании, еще один человек может ехать в середине. Хотя, ему придется зажимать коленями уши или сидеть на корточках.
Спального места в кабине КАЗ-4540 не предусмотрено – это сельскохозяйственная модель. Внутри царит аскеза – что для любой советской машины было нормой даже во второй половине 80-х.

Странная форма кабины обоснована развесовкой.

Внутри КАЗ-4540 просторно – не то, что в ГАЗ-66, который часто приводят в качестве аналога грузинского грузовика. Доступ к двигателю прост – достаточно откинуть кабину. Для этого предусмотрен гидравлический подъемник.

Обзор у водителя КАЗ-4540 отличный, водители шутили — «в кабине Кохиды сидишь, как грузин на балконе».

Мотор для КАЗ-4540 разрабатывали специально. Этот силовой агрегат известен под индексом ЯМЗ-642. Его создали специалисты Ярославского моторного завода на основе двигателя КамАЗ-740.

Схема была простая на словах, но сложная технически. От «камазовского» силового агрегата «отрезали» два цилиндра. Так получилась «шестерка» с объемом 8,14 литра на 160 л. с.

Интересно, что на Ярославском заводе мотор только разработали. А выпускали его в Кутаиси, из-за чего качество изготовления страдало.
Коробку передач для КАЗ-4540 тоже сделали оригинальную. Она не соединена с двигателем, а расположена в середине шасси. За счет этого агрегат можно достаточно легко демонтировать – не нужно откручивать его от мотора.

КПП механическая, восьмиступенчатая. На самой низкой передаче КАЗ-4540 способен двигаться со скоростью всего 2 км/ч. Предусмотрена и одноступенчатая раздатка.

Подвески КАЗ-4540 рессорные – спереди стоят телескопические гидравлические амортизаторы. Тормоза у грузовика пневматические, барабанные.

И что в итоге?

КАЗ-4540 так и не стал крупносерийным. Сначала модель долго дорабатывали, потом «перестройка», после чего финансирование Кутаисского автомобильного завода прекратили. Когда союз развалился, оригинальный грузинский грузовик остался невостребованным.

Модель можно было доработать, повысить качество сборки. Но экономическая и политическая ситуация в Грузии, да и в других странах бывшего союза, этому не способствовала. Последние КАЗ-4540 выпустили в 2001 году.

Грузинские полноприводные «Колхиды» до сих пор изредка встречаются на рынке б/у. Покупать их не рекомендуется – запчасти для этой техники достать сложно. Из-за оригинальности конструкции, другие агрегаты внедрить без глобальной переделки трудно.

Что касается отзывов водителей, которым удалось поработать на КАЗ-4540, то они сводятся к одному. Машина проходимая, но с надежностью беда. Как правило, ресурс этой модели составлял около трех лет. После значительной поломки ее отправляли «на прикол», где она тихо догнивала.