Культовый микроавтобус «Ныса» легенда из 70-х

Думаю каждый из вас хоть изредка видел этот интересный фургон, и я уверен не все даже знают что это Nysa-522 полюбившийся автомобиль у водителей старшего поколения.

Неприхотливые и надёжные машины производились в Польше и экспортировались во многие страны мира. Среди получателей были Венгрия, СССР, ГДР, Чехословакия, Куба, Камбоджа, Вьетнам, Финляндия, Турция, Гана и другие.

Нысу ласково называли Нюськой и можно сказать – любили её, несмотря на целый ряд её недостатков.

Появился фургон в 1969 году и почти сразу после начала производства конструкцию стали усовершенствовать. Увеличили высоту крыши, отказались от ненадёжной сдвижной двери в пользу обычной распашной, а заодно и появились пассажирские версии, ведь изначально «Нюська» была цельнометаллическим развозным фургоном.

Машина полукапотной компоновки, получившейся не очень удачной. Дело в том, что нормально добраться к мотору не получалось ни спереди, подняв капот, ни с салона, сняв защитный кожух.

Двигатель S21 (по типу двигателя ГАЗ-20 Победа), четырёхцилинровый, долгое время выпускавшейся в Польше по лицензии, под маркой «Варшава».

Мотор остался нижневальным, с толкателями коромысел клапанов (механизм OHV), а ГБЦ похожа на ту, что была на моторах Renault Fregate. Благодаря такой модернизации полякам удалось выжать с древнего 50-сильного мотора дополнительную мощность в 20 коней, но для груженого фургона мощности было маловато.

В начале семидесятых часть Ныс стала комплектоваться четырёхступенчатой КПП, но массовой по-прежнему оставалась трёхступка до самого завершения производства машины, на минуточку, в 1994 году.

В самом начале я упомянул о недостатках, которые были свойственны этой машине. Не считая маломощного мотора все они по большей части касались эргономики. Педали газа и тормоза находились слишком близко, в зимней обуви (некоторые шофера и в валенках зимой ездили) было проблематично жать тормоз, не задевая при этом газ.

Педаль сцепления в свою очередь близко расположена к трубе рулевого вала, что я тоже ощутил, когда довелось однажды прокатиться на Нысе. А еще, помню, неудобно было в неё забираться. Двери хоть и широкими, но лицом упираешься в скат крыши.

«Слушай», — спросил я тогда дядю Васю, владельца той машины, севшего за баранку как раз в семидесятых. Раскрой секрет былой популярности «Нюськи» в шоферской среде, ведь по удобству к ней есть много вопросов.
На что он и ответил – всё просто. Из развозных фургонов тогда были Ераз, день ездишь неделю его чинишь, Жук, детище того же польского завода в городе Ныса, в котором летом было жарко как в печке, а зимой холодно как в морозилке, и маломощный «Баркас» из ГДР. Редко где на развозке встречалась еще и «Буханка».
Лучше «Нюськи» был наверное только РАФ 2203, появившийся в середине семидесятых, он был удобней в управлении, динамика и скорость была выше, и посадка за рулем была комфортней.

Расход топлива в смешанном цикле, составляет 14 литров на сотню.

Nysa 522 – наверное один из самых необычных и популярных микроавтобусов в 70 — 80 годах.