Советский автобус КАвЗ-685 получивший прозвище «Кентавр»

Думаю многие видели автобус интересной формы с передком от автомобиля ГАЗ, а вот чём его особенность знают не все. Читать дале…

Автобусы малого класса КаВЗ 685 изготавливались на Курганском заводе с 1971 по 1991 год. Транспорт разрабатывался с возможностью эксплуатации в сёлах, где отсутствует асфальт и были преимущественно грунтовые дороги. Автобус отличался высоким уровнем проходимости, а также большим запасам прочности деталей ходовой части.

Курганский автобусный завод освоил производство данной модели в 1971 году и не прогадал. Автобус стал довольно популярной машиной для перевозки пассажиров в деревнях и сёлах, а также для ремонтных бригад, коммунальных служб.

Строился Кавз-685 на базе уже известных узлов и агрегатов грузовых автомобилей ГАЗ-53. Поэтому сходства в конструкции, как и во внешности налицо видны. Из первого, что сразу бросается в глаза — это капотная компоновка автобуса. Передняя часть кузова, крылья, решётка радиатора и капот взяты целиком от ГАЗ-53, отсюда и его узнаваемость.

Хотя в начале на разработку хотели установить видоизменённую переднюю часть с четырьмя фарами, но не сложилось. Поэтому целиком использовали «газоновские» передки. В остальном же это вполне привычный высокопольный автобус.

Рама — это основа Кавз-685, она также взята с грузовика ГАЗ-53, но дополнительно усилена. Кузов цельнометаллический, вагонного типа. Подвески колёс зависимые, рессорные. Сзади для увеличения плавности хода были установлены рессоры от ГАЗ-66.

Касательно прозвища «кентавр», тоже все ясно: передняя часть “туловища” у его была от грузовика ГАЗ, задняя – от автобуса, подобно тому, как было “устроено” двусоставное существо из античной мифоологии.

Двигатель также не претерпел изменений. На автобус установили восьмицилиндровый, карбюраторный мотор ЗМЗ-53А (Заволжского моторного завода), мощностью 115 л.с.

Расход топлива составлял целых 24 литра на 100 км пути. Не сказать, что очень большая цифра. Максимальная скорость Кавз-685 около 90 км/ч. Хотя интенсивная езда увеличивала расход топлива и валкость автобуса, поэтому комфортнее всего ездить на 60 км/ч.

Коробка передач осталась механическая, четырехступенчатая. Применили синхронизаторы на высших передачах, что немного добавило удобства управления. Но, кпп и без того доставляла хлопот с включением первой и второй. К слову, на автобусах малого и среднего класса автоматические коробки передач вовсе не устанавливались. Тоже самое относится и к рулевому управлению, в начале 1970-ых годов гидроусилители на Кавз-685 не устанавливались, что крайне утомляло водителя при вождении. Привод обеспечивался на задние колёса. Тормозная система автобуса двухконтурная. На всех колёсах применялись барабанные тормоза.

Салон автобуса получился также слегка необычным. Рабочее место водителя оказалось смещено ближе к центру.

Чаще всего оно не было отделено перегородкой от основного салона. Хотя встречались и самодельные варианты таких перегородок. Для водителя была предусмотрена дверь в левой части, вход в салон осуществлялся через правую единственную дверь (открывалась вручную). В основном салоне могли разместиться 28 пассажиров.

Сидения лавочного типа, изготовленные из изностойкого материала (кожзаменителя), который долго не вытирался, и имел преимущества при мойке салона — быстро высыхал. В задней части автобуса имелся резервный выход.

Кавз-685 был во всём идентичен грузовику ГАЗ-53, что положительно влияло на его эксплуатацию и ремонт. Не требовались специальные запчасти, а водители знали как быстро и успешно производить ремонт уже распространенным узлам и агрегатам.

Автобус имеет задний привод, но в условиях размокших грунтовых дорог проходимость у него хорошая. В сельской местности эти автобусы соперничали с ПАЗиками. Но там, где не было даже гравийных дорог, в горных и пустынных районах, никакой другой серийный пассажирский транспорт не мог составить конкуренцию КАвЗу.

Часто использовали КАвЗ-685 различные предприятия для доставки своих сотрудников на загородные объекты, например, фермы.

В 1986 году в связи с получением новой индексации, он стал называться Кавз-3270. Выпускались эти автобусы до 1991 года, ещё долгое время они использовались по прямым назначениям, да и сегодня можно увидеть редкие экземпляры, находящиеся в работе.

Нелепый, но запоминающийся гибрид автобуса и грузовика КАвЗ стал одним из символов советской эпохи. Даже в начале XXI века эти машины вызывали добрые улыбки у людей, невольно вспоминающих свою молодость.