Город у воды или город, отрезанный от воды?

Петербург изначально задумывался как город у моря, если быть совсем точной — у воды. Водные артерии и пространства составили естественный каркас городской структуры, определили его своеобразие и выразительность. Но не будем повторять азбучные истины, тем более что о роли воды в становлении Питера следует говорить в прошедшем времени.

Время стало фактором, сдвинувшим ценности, закладываемые в сам смысл существования города, в ином направлении. Дискуссии о том, что же такое город, кажется, не стихают ни на минуту. И это понятно — без понимания, без определения города невозможно понять и направление его развития. Итак, что же такое город? Есть несколько точек зрения, но практически все они сводятся к тому, что город есть определенный набор элементов. Вот одно из определений: "Город — это совокупность пространств, видов деятельности, схем перемещения, функциональных структур и социального взаимодействия". Вероятно, авторы этого определения ничего не забыли. Все перечисленное действительно есть в каждом городе (почти каждом). Но из него не очень понятно, что же заставляет все города, даже расположенные в непосредственной близости, отличаться друг от друга. Рискну предположить, что главным "фундаментом" любого города является желание его жителей вести свою жизнь совместно, общность интересов, то есть, единство — до некоторой степени — ценностей.

Да, пожалуй, именно ценности людей лежат в основе любого города. Вернемся к Санкт-Петербургу. Безусловной ценностью первоначального периода становления города являлось развитие его связей с Европой, соответствие стиля жизни европейским образцам. А лучших коммуникаций нежели водные не придумали и по сю пору. Немудрено, что город был развернут своей парадной стороной к воде, был пространственно-ориентирован на Неву.

Эта тенденция сохранялась долгое время и фактически завершилась лишь в советский период. Когда ценности резко изменились, и во главу угла встало быстрое развитие промышленности. В советское время ценностью были не люди, а внешнеполитические интересы. Отсюда возник режим максимального благоприятствования для заводов. Они строились у воды, чтобы минимизировать издержки по транспортировке готовой продукции. Одновременно снижались затраты на перевозку комплектующих и сырья. Кроме того, удобно было и то, что стоки промышленных предприятий не нужно было далеко транспортировать, и они неочищенными сливались в водоемы. Приоритет был на выпуске продукции за минимальное время и с минимальной себестоимостью.

Но лишь по воде грузы доставить было нельзя, поэтому к заводам протянулись железнодорожные пути и автодороги. Причем, строились они опять-таки из соображений экономии, а на исходя из удобства жителей — чаще всего вдоль набережных. Там было свободное пространство, так было короче. Словом, одни плюсы, принимая во внимание существующие в то время ценности.

Тем не менее, прошло и это время. В течение которого городская среда очень изменилась, и не в лучшую сторону. И снова сменились ценности. По крайней мере, у части населения. Тут и там в прессе и во время дискуссий стали говорить, что главной ценностью города являются люди. Появилось понятие "дружественный город". Все чаще заговорили о значимости общественных пространств. Город из чисто функционального начал переходить в иное состояние. Но, приходится констатировать это — неумолимая историческая логика свидетельствует: "гуманизации" ценностей, даже в отдельно взятой культурной столице — Петербурге — пока не произошло. Главной ценностью города стали не люди, а капитал, выгода.

Вы можете сказать, что это не более чем абстрактные утверждения, мало влияющие на развитие городской среды. И будете неправы. Чтобы понять это, снова обратимся к воде. Весь мировой опыт говорит о том, что прибрежное пространство, в частности набережные, должны быть отданы для пешеходного и велосипедного движения, иметь озеленение. Именно так они могут стать полноценными общественными пространствами. При этом всём, отмечается, что ключевым фактором развития городской среды является доступность комфортного общественного взаимодействия и общественных пространств и отсутствие препятствий для их развития.

Заметим также, что появление организованных общественных пространств значимо увеличивает капитализацию прилегающих территорий. Для тех, кто не понял — девелоперам выгодно строить жилые дома рядом с качественными общественными пространствами, поскольку спрос на такое жилье выше, а значит, его можно подороже продать. Кстати, застройщики это хорошо понимают — практически во всех рекламных продуктах жилой застройки делается упор на близость набережных, парков и т.д. Но в российских условиях из такого "понимания" проистекает другая большая опасность для города. Эти же девелоперы стараются общественные пространства, доступные без преград всем жителям, сделать частными территориями конкретно взятого домовладения. Фактически такой дом крадет, изымает пространство у города.

Следующей проблемой для набережных, фактически лишающей жителей беспрепятственного доступа к воде, является стимулирование роста числа автомобилей в личной собственности и вообще режим максимального благоприятствования для автомобилистов. Пусть последние со мной не очень согласятся, но в Петербурге сегодня безусловный приоритет у автомобилистов. С позиции ценностей это вполне очевидно: помимо того, что он является средством передвижения, автомобиль (перефразирую бессмертное) является предметом роскоши, признаком успешности владельца, показателем его высокого социального статуса, т.е. капитала, выгоды.

Автомобилисты в России имеют много больше прав, чем пешеходы. Они могут парковаться где угодно, беспрепятственно ездят по тротуарам. Им отданы лучшие места в городе — самые красивые и широкие улицы, а главное — набережные. Особенно это заметно, если обратить внимание на Западный скоростной диаметр, который сделан только для автомобилистов и полностью отрезает город от залива, от моря. Вдоль воды пешеходам в Петербурге перемещаться крайне трудно: тротуары (там, где они есть) довольно узкие, сложно разойтись даже вдвоем, периодически приходится преодолевать магистрали с интенсивным движением, во многих местах набережные загромождены припаркованными автомобилями и т.д.

Замечу, что самим автомобилистам безразлично где ехать — вдоль воды или вдалеке от нее, была бы дорога хорошей, да поменьше светофоров.

Ситуация становится критической. Петербургу предстоит сделать выбор ценностей, разрешить дилемму: Девелопмент и дороги или парки и променады? Город, чтобы жить или город, чтобы извлекать выгоду? Пока интересы двух "Д" (девелопмент и дороги) явно преобладают над двумя "П" (парки и променады).

Между тем, проблема качественных набережных и озелененных территорий имеет гораздо большее значение для жителей, чем просто место для отдыха. В городской среде, где жителям приходится постоянно взаимодействовать друг с другом, необходимо иметь природные защитные механизмы от распространение инфекций, а также механизмы, обеспечивающие очищение воздуха и укрепление иммунитета.

Сведения из Википедии. "Фитонцидами называют все секретируемые растениями фракции летучих веществ, в том числе те, которые практически невозможно собрать в заметных количествах. Эти фитонциды называют также "нативными антимикробными веществами растений"". Растения не только радуют наш глаз, но и выделяют в атмосферу эти самые фитонциды. Далее снова цитата из Википедии: "Исследованиями А. Г. Головача в 1955 году установлено, что травостой газонов обладает фитонцидным действием, которое губительно влияют на патогенные для человека бактерии, некоторые грибки и простейшие животные организмы". Иначе говоря, лужайки в городе служат еще и защитой для жителей. Попутно, кстати, они еще и утилизируют собачьи экскременты, обильно присутствующие в городской среде. К сожалению, культуры, запроса на чистое пространство в Петербурге не сформировано. Надеюсь, что это временное явление.

Но не только фитонцидами славятся общественные пространства. Не менее полезен и морской (и вообще, "водный") воздух. Такой воздух не содержит пыли (непосредственно в море или на берегу). Учёные обнаружили сходство по составу плазмы человеческой крови и морской воды. А вода, в свою очередь, насыщает и морской воздух веществами, положительно влияющими на здоровье человека и продолжительность его жизни.

В МОРСКОМ ВОЗДУХЕ СОДЕРЖАТСЯ:

  • Калий. Он выполняет роль антиаллергена в нашем организме.
  • Кальций. Обеспечивает укрепление соединительных тканей организма.
  • Бром. Оказывает на организм успокаивающее действие.
  • Магний. Помогает снять отёчность.
  • Йод. Способствует омолаживанию клеток кожи.

Но все эти "полезности" доступны лишь близ водной поверхности, с удалением от нее их эффективность падает. А если морской или речной воздух смешать с выхлопными газами, то все полезные свойства будут стремиться к нулю. Набережные нужны городу как воздух!

В условиях усиливающейся урбанизации и возрастающей оторванности человека от природы особое значение приобретают зеленые пространства и особенно те их части, которые расположены на границе сред: в месте соединения суши и воды, то есть набережные и прибрежные парки. Питеру необходима интеграция береговой линии, соединение города с водой на уровне общественных пространств, а не частных огороженных территорий (резерваций). Подобная трансформация нужна даже больше, чем реновация исторического центра. Но движение в этом направление сегодня практически отсутствует. К сожалению, как и запрос от самих петербуржцев на качественные общественные пространства. К счастью, ценности со временем меняются. Хочется надеяться, что Петербург вновь повернется к морю.

Источник